Сохранение традиции творчества
Высокие волны, опасное, но прибыльное путешествие на полностью загруженном грузовом судне и авария, которая кажется слишком тривиальной, чтобы ее можно было задокументировать в долгой истории человечества. Таковы ингредиенты интригующей сказки. История о потерянных и найденных сокровищах, а также взгляд на творческую эпоху.
Парусная лодка в арабском стиле, возможно, не смогла доставить нетерпеливых и ожидающих торговцев, ожидающих своего назначения, скорее всего, где-то на Ближнем Востоке.
Никто не может точно сказать, как корабль затонул более тысячи лет назад, но когда в 1998 году у берегов Индонезии были обнаружены обломки корабля «Бату Хитам» («черный камень»), это ошеломило мир: загляните в мир китайской керамики времен династии Тан (618–907) — культурной и социальной вершины имперской эпохи Китая.
В его трюме хранилось более 67 000 китайских керамических артефактов, и 50 000 из них, по-видимому, происходят из одного и того же места, Чанши, современной столицы провинции Хунань. По данным ЮНЕСКО, этот груз является самой большой коллекцией артефактов династии Тан, найденной в одном подводном месте.
Так называемые изделия Чанша производились в печах города Тунгуань на окраине этого торгового центра.
В течение последних четырех лет Ян Цзиньсон, хранитель культурных реликвий, посвятил себя тому, чтобы вдохнуть вторую жизнь в осколки музея Чанши. Его пальцами были заново собраны десятки предметов посуды Чанша, что позволило людям лучше понять происхождение этих танских сокровищ из пыли истории.
«Было потрачено много энергии, чтобы сравнить эти части и вернуть их в исходное положение», — говорит Ян.
Самой большой трудностью, добавляет Ян, является восстановление великолепия, великолепия и блеска красок и глазури.
Являясь одной из первых известных разновидностей керамики в Китае, в которой использовались подглазурные цвета, посуда Чанша чрезвычайно требовательна к своей технике. Один вопрос ставит перед каждым реставратором проблему: поскольку первоначальная глазурь образуется после обжига в печи, как они могут воссоздать внешний вид при комнатной температуре?
Добавление красок один слой за другим требует терпения и опыта, чтобы создать правильную толщину глазури, чтобы восстановленные сегменты напоминали оригинал.
База данных постепенно создается на основе археологических открытий изделий Чанши. Только цифровой анализ, тщательное изучение глиняных тел, материалов для глазури, технологий производства и другой важной информации, связанной с керамическими образцами, невидимой для человеческого глаза, могут дать ключевые ориентиры для реставрации.
Несмотря на то, что современные технологии могут значительно облегчить работу Янга, он по-прежнему чувствует себя мастером, впервые давшим жизнь этим изысканным фарфоровым изделиям.
В конце концов, в отличие от более крупных и национальных музеев с гораздо более крупными отрядами консерваторов и более детальным разделением труда, в музее Чанша работают только шесть штатных реставраторов. Ян и его коллеги должны позаботиться обо всем процессе, начиная от исследования истории искусства, проведения химического анализа и заканчивая фактическим ремонтом артефактов.
«В среднем на исправление одного керамического артефакта уходит один месяц, — говорит Ян. «Но, если ситуация более сложная, нужно больше времени.
«Иногда приходится считать себя врачом», — говорит он.
«Реликвия — твой пациент. Твой долг — вылечить ее и продлить ей жизнь».
Тем не менее реставраторы подняли и почти философский вопрос: если фарфор — пациент, нужно ли ему придавать идеальный вид, как в расцвете сил?
По словам Чжан Синвэя, директора центра сохранения культурных реликвий в музее Чанша, при реставрации соблюдаются основные принципы «обратимости» и «узнаваемости».
«Если мы обнаружим, что использовали неправильные материалы, мы должны иметь возможность удалить их», — говорит Чжан. «Или, если мы найдем лучшее решение в будущем, мы должны быть в состоянии заменить следы нашей текущей реставрации».
В галерее Чаншаского музея также выставлены разбитые фарфоровые изделия.
«Наша миссия — сохранить их здоровье и «жить» как можно дольше, а не придавать им безупречный вид», — объясняет Чжан. «Это также способ показать людям их прошлое».
У изделий Чанша есть много историй, которые можно рассказать. Суббота — ежегодный День культурного и природного наследия Китая, и это дает прекрасную возможность проследить происхождение этой керамики.
По словам директора музея Ван Лихуа, производство фарфора впервые началось в поздний период правления династии Восточная Хань (25-220 гг.), но только в середине 8 века наступил золотой век чаншайских изделий.
В то время хаотичное восстание Ань-Ши сильно ударило по Северному Китаю, и многие мастера фарфора бежали на юг, внедряя свои методы и навыки в сегодняшний регион Хунань.
«Затем к ним примешался местный колорит Чанши, и родился новый тип фарфора», — говорит Ван. «Таким образом, красочные изделия в Чанше стали важной вехой инноваций в истории китайской керамики».
В то время белый цвет был преобладающим цветом производства фарфора в Северном Китае, а селадоны, или зеленая керамика, были фирменным продуктом Восточного Китая, например, современной провинции Чжэцзян.
«Появление красочных изделий из Чанши было похоже на добавление третьей ножки штатива», — говорит Ван.
Но продукция прославилась по другой причине. Романтичные жители Чанша украшали фарфор картинами или стихами.
«Было даже несколько объявлений, например, о марочных винах», — говорит Ван. «Эти украшения, сочетающие живопись и каллиграфию, значительно обогатили наше представление о керамических культурах, а также ярко отражают городскую жизнь того времени».
Эти керамические артефакты, в основном предметы повседневного использования, а не произведения искусства, предназначенные только для аристократов, все еще могут излучать тепло и эмоции.
«Когда ты родился, меня не было. Когда я родился, ты был стар. Ты возмущаешься, что я родился слишком поздно. Но я сожалею, что ты родился слишком рано». Это любовное стихотворение было бы уместно в приложении для обмена сообщениями. На самом деле слова были написаны на куске чаншаского фарфора, который был обнаружен во время археологических раскопок в 1983 году. Сейчас он находится в Чаншаском музее.
«Некоторые строфы на изделиях задокументированы в истории как произведения знаменитых поэтов, но большинство таковыми не являются», — говорит Ван. «Вероятно, они были написаны самими мастерами.
«Династия Тан переживала культурный бум, — продолжает он. «Когда художественный и литературный вкус общества стал более утонченным, многие простые люди могли писать стихи. Поэтому в Чанша были записаны образцы народной литературы».
Проводится дополнительная работа по поиску физических улик, указывающих на процветание керамических печей в Чанше. Исторические документы показывают, что их производство достигло пика в начале 9 века и сократилось после 10 века.
По словам Чжан Хайцзюня, исследователя музея Чанша, археологические находки изделий Чанши происходили случайным образом на протяжении десятилетий, а основные находки руин печи были сделаны, особенно с 2010 года.
«Обнаружение мастерских, ям для захоронения битой керамики и другого отраслевого наследия позволило составить более полную картину изделий Чанша», — говорит он. «Мы можем лучше видеть, как они были произведены, распределены и проданы».
В 2016 году археологи раскопали участок в Чанше, который на протяжении всей истории местные жители называли Фанцзяпин. Примечания к чаше, спасенной от кораблекрушения Бату Хитам, также включают слово Fanjia, что, вероятно, указывает на ее производственную мастерскую.
Полевые исследования не разочаровали археологов. Были обнаружены не только изделия Чанша династии Тан, но и несколько селадонов еще более раннего периода.
«Они являются ключевыми свидетелями морского Шелкового пути и китайско-иностранного обмена материальными культурами», — говорит Чжан Хайцзюнь.
Batu Hitam был частью торговой сети, специализирующейся на китайской керамике.
По словам Вана, археологические находки показывают, что изделия Чанша экспортировались примерно в 30 стран, от соседей Восточной и Юго-Восточной Азии до Северной Африки.
«Вы можете видеть, как ремесленники и владельцы мастерских в Чанше участвовали в волне глобализации», — говорит Ван. «Они активно исследовали зарубежные рынки и имели широкий кругозор».
Следовательно, чтобы удовлетворить зарубежный спрос, на формы изделий Чанши также сильно повлияли экзотические элементы из-за пределов Китая.
Например, были найдены артефакты в форме льва, а также большое количество примеров с декоративными узорами в типичных южноазиатских, персидских и арабских стилях.
«Эти фарфоровые изделия напоминают нам о важности взаимного обмена между цивилизациями в современном контексте», — говорит Ван.
Так много остатков этих древних одиссеев могут все еще лежать глубоко под водой. Хотя изделия Changsha представляют собой динамичную и бурно развивающуюся эпоху, полную предприимчивости и новаторского духа, для Яна, который имеет привилегию просматривать их ежедневно, они приносят внутренний покой.
«Кажется, все в современном обществе ведет стремительный образ жизни», — говорит он.
«Эта работа успокаивает меня и позволяет мне насладиться художественными вкусами на протяжении всей истории. Увидев артефакты, мы также можем понять общественную эстетику того времени. Они рассказывают о том, что считалось традиционной китайской красотой».
Кто знает? Товары Чанши могут быть преходящими в данный период времени, но их наследие будет полезным для многих поколений.